Search

2.2.10

Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз еще вернется

Помните эту песенку?



Болгары в большинстве своем очень гостеприимны и это не зависит от материального достатка. Чем богаты, тем и рады и щедро этим делятся. Людям, которые привыкли к отношениям, когда, например, каждый платит в кафе за себя, это не всегда комфортно. Они начинают считать себя обязанными за такое радушие. Другими словами, вышел из кафе, попрощался с болгарским собеседником, а отношения не исчезают или не исчезают бесследно. И не важно кто за кого платил.

Казалось бы это ведет к неопределенности. Нельзя себе представить точную бухгалтерию обязательств. Но точность здесь совсем в другом. Если есть возможность сделать окружающим людям нечто хорошее, то это следует делать без оглядки на эквивалентное возмещение. Многие из тех людей, которых я встречал в Болгарии так и поступают. Может это звучит удивительно, но такое отношение к людям возвращается сторицей даже когда этого не ждешь и в этом наверное есть упорядоченность жизни там.

Возможно поэтому первым впечатлением от Болгарии была какая-то мягкость отношений. Думал, что так лишь к иностранцам относятся. На самом деле, особенно в деревне, принцип "поделись или помоги и тебе обязательно помогут" действует почти как правило. Конечно есть интересы, материальный расчет, но если руководствоваться только этим, то пространство отношений не раскрывается в полной мере. Это все равно, что видеть страну из окна отеля или туристического автобуса.

Была у меня неприятность. Договорился я с мастером на выполнение определенных работ, но он отказался выполнять часть работ, а деньги хотел получить все. Я сделал ошибку и не зафиксировал все договоренности на бумаге, а понадеялся на рекомендателя, который вдруг забыл как мы договаривались. Ладно, отдаю все деньги и смотрю, что будет дальше. А дальше я неожиданно получаю содействие в завершении не сделанных работ по очень хорошей цене и предложения по будущим работам, на которые прежде даже не знал где искать исполнителей. Вдруг вокруг меня открылось пространство возможностей, но перед этим была в некотором роде экстремальная для меня ситуация и мне пришлось встать на принцип - деньги я отдаю, но вы не правы, никакие компромисные решения меня не устроят (хотя я и не знал как решу проблему) и дел с вами никаких иметь не буду, уходите.

Те, кто видели все это, решили помочь. Жизнь сбалансировалась, причем и по отношению к человеку, отказавшемуся выполнить свои обязательства. Случайно узнал, что его дела как-то не так пошли, на что я на вечерней посиделке в деревне заметил, что "Бог шельму метит". В ответ поймал на себе взгляд, исполненный истинного религиозного чувства, как мне показалось. Для себя отметил - вот оказывается как здесь люди это все определяют.

Конечно, мне говорили - не питай иллюзий, в тебе видят источник денег, ты не жил в Болгарии больше трех месяцев. Да, денежные отношения никуда не денутся, но человеческая составляющая есть и ее содержание зависит от поступков людей. В Болгарии это содержание почему-то обволакивает недвижимость и становится каким-то неосязаемым активом, который настолько подвижен, что и деньгами его не измерить.

А ведь так оно и в России было, в деревнях, где жили поколениями и, прежде чем помогать, смотрели, что за человек появился. А может еще остались такие места?

No comments: